Права ребенка

Конвенция о правах ребенка:

  • всеобъемлющая, т.е. обеспечивает гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права детей;
  • универсальная, т.е. касается всех детей, в любых ситуациях, практически во всех государствах (кроме США и Сомали, которые не ратифицировали Конвенцию о правах ребенка);
  • безусловна, поскольку возлагает обязательства на все государства, независимо от уровня их экономического развития, предпринимать действия для защиты прав ребенка;
  • целостна по своему характеру, так как утверждает важность, неделимость, взаимосвязанность и равнозначность всех прав и свобод ребенка.

Конвенция о правах ребенка основана на четырех главных принципах. Первые два относятся ко всем людям, вторые два касаются именно детей.

  1. Дети не должны подвергаться какой-либо дискриминации по признаку «…расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и обстоятельств рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств».
  2. Дети имеют право на выживание и всестороннее развитие, включая физическое, эмоциональное, психологическое, познавательное, социальное и культурное.
  3. Во всех решениях или действиях, затрагивающих ребенка или группу детей, в первую очередь необходимо учитывать интересы ребенка, кем бы не принимались эти решения – семьей, администрацией или судебной властью.
  4. Дети имеют право участвовать в решении вопросов, касающихся их жизни, свободы выражений мнений и убеждений. Взрослые должны обеспечивать им возможность реализации этого права и принимать во внимание мнения детей.

Всеобщая декларация прав человека (выдержки)

  • Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и своих правах.
  • Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, независимо от языка, расы, пола, религии и независимо от страны, в которой он живет.
  • Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу.
  • Никто не должен подвергаться пыткам.
  • Каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом.
  • Каждый человек имеет право на неприкосновенность жилища, защиту от вмешательства в личную жизнь.
  • Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительства в пределах государства.
  • Каждый человек имеет право на гражданство.
  • Мужчины и женщины имеют право создавать семью, независимо от расы, национальности, религии.
  • Каждый человек имеет право владеть имуществом.
  • Каждый человек имеет право на свободу убеждений, свободно искать распространять информацию.
  • Каждый человек имеет право на труд, на свободу выбора работы.
  • Каждый человек имеет право на досуг.
  • Каждый человек имеет право на образование.
  • Каждый человек имеет право наслаждаться искусством.

Охрана прав ребенка

Вопрос о необходимости регулирования прав ребенка возник сравнительно недавно.

Губительные последствия Первой мировой войны в отношении гражданского населения и растущий интерес к проблеме защиты детей в большинстве стран Европы и Северной Америки вызвал необходимость создать при Лиге Наций в 1919 году Комитет детского благополучия. Большую роль в разработке социальных стандартов защиты детей в этот период сыграли неправительственные организации, в частности Международный союз спасения детей, основанный англичанкой Энглантайн Джебб. В 1924 году в Женеве Лига Наций на своей сессии приняла предложенную указанным союзом Декларацию прав ребенка, где впервые подчеркивалось, что забота о детях и их защита не является больше исключительной обязанностью семьи, общества или даже отдельной страны, — все человечество должно заботиться о благополучии детей. Необходимость разработки мер по охране прав ребенка, в силу его физической и умственной незрелости, потребовало выделения международной защиты прав детей в особое направление. С этой целью 11 декабря 1946 года в ООН были созданы Социальная комиссия и Детский фонд (ЮНИСЕФ).

Генеральная Ассамблея ООН 10 декабря 1948 года приняла Всеобщую декларацию прав человека, в которой также провозглашались социальные и правовые принципы, касающиеся защиты и благополучия детей.

Специальным документом, посвященным правам детей, стала Декларация прав ребенка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1959 года, на принципах которой должна была базироваться государственная политика по обеспечению прав ребенка.

Несмотря на продуктивность и многоаспектность деятельности в этой области, к концу 70-х годов стало очевидно, что существующие правовые нормы уже не отвечают нуждам детей. К тому же со времени принятия Декларации были выработаны новые подходы, касающиеся концепции прав ребенка и методов их защиты. Требовался единый международный документ, который соединил бы в себе весь предшествующий опыт нормотворчества. Таким документом стала Конвенция о правах ребенка, единодушно принятая 20 ноября 1989 года Генеральной Ассамблеей ООН. Она вступила в силу 20 сентября 1990 года, после того как ее ратифицировали 20 государств. Конвенция, состоящая из 54 статей, охватывает как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей от их рождения и до достижения совершеннолетия (18 лет). Впервые в истории был создан международный механизм контроля над выполнением положений Конвенции – Комитет по правам ребенка.

Обязательства, принимаемые государствами при ратификации Конвенции

Обеспечить ребенку:

    • выживание;
    • развитие;
    • защиту;
    • активное участие в жизни.

Защитить ребенка от:

    • эксплуатации на работе;
    • сексуальной эксплуатации;
    • похищения, торговли и контрабанды;
    • небрежного отношения в семье;
    • употребления наркотических средств;
    • незаконного лишения свободы, применения пыток, смертной казни;
    • неоправданного разлучения с семьей.

Обеспечить особый уход и заботу:

    • детям-инвалидам;
    • детям-беженцам;
    • детям, принадлежащим к коренному населению;
    • детям, пострадавшим от небрежного отношения, пыток и вооруженных конфликтов;
    • детям, лишенным семейного окружения.

Предоставить ребенку возможность:

    • выражать свои взгляды по вопросам, затрагивающим его жизнь;
    • изучать и передавать информацию;
    • участвовать в культурной жизни;
    • участвовать в мирных собраниях, входить в состав объединений и создавать их;
    • исповедовать религию или веру в соответствии с возрастом и степенью зрелости.

Оказывать поддержку семье путем:

    • уважения ответственности, прав и обязанностей родителей по защите и уходу за ребенком;
    • достижения уважения к интересам развития детей со стороны родителей;
    • обеспечения надлежащего уровня жизни;
    • обеспечения возможности для ребенка продолжать общение с обоими родителями после их развода;
    • создания условий для ухода за ребенком.

      Конвенцию о правах ребенка
      Верховный Совет СССР ратифицировал 13 июня 1990 года, а Российская Федерация, являясь правопреемником СССР по заключенным международным правовым актам, приняла их к исполнению. В соответствии с этим в стране были приняты определенные меры, способствующие претворению в жизнь положений и принципов, которые заложены в международных актах, посвященных защите детей, обеспечению их прав и интересов.

Нормативные правовые документы, регулирующие защиту прав и достоинства ребенка: 

  1. Конституция Российской Федерации.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Указ Президента РФ от 18.08.94г. № 1696, в котором программа «Дети России» утверждена в качестве президентской.
  4. «Семейный кодекс РФ» от 29.12.95г., в котором права несовершеннолетних выделены в специальную главу.
  5. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (1998г), закрепивший цели государственной политики в интересах детей.
  6. Федеральный закон «Об образовании».
  7. Типовое положение о ДОУ.

Положения законодательных документов, регламентирующих правовую основу отношений ребенка и родителей: 

    • Родители и другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для развития ребенка.
    • Права и интересы ребенка обеспечиваются обоими родителями, несущими одинаковую ответственность за жизнь, здоровье и воспитание ребенка.
    • Родители имеют право и обязаны воспитывать ребенка, заботиться о получении им образования, руководить его действиями в соответствии с возрастом, способностями и зрелостью ребенка.
    • Нарушение прав и интересов ребенка родителями, уклонение от воспитания, жестокое обращение и даже злоупотребление своими правами влечет за собой ответственность по закону, вплоть до лишения родительских прав, привлечения к административной и уголовной ответственности.