Страничка учителя-логопеда

Учитель-логопед:

Саркисян Оксана Александровна

Перспективный план работы логопункта МБДОУ №16 «Пчёлка».
Пояснительная записка.

Годовой план работы учителя-логопеда составляется на следующий учебный год и представляется на утверждение заведующей МБДОУ, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроками проведения мероприятий.

Цель – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.

В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:

  • раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
  • преодоление недостатков в речевом развитии;
  • воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
  • подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
  • формирование навыков учебной деятельности;
  • осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МБДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.

Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.

1-я половина февраля – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.

С1 июня– повторение пройденного материала.

Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий – 2 раза в неделю.

Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.

МероприятияCроки проведенияУчитель-логопед
1. Организационная работаСаркисян О.А.
1.1.Подготовка кабинета к новому учебному году. Систематизировать материал
К 28 января
1.2.Изготовить пособия для формирования воздушной струиЯнварь
1.3.Обследование речи средней и 2 мл. группыКонец января - начало февраля
1.4.Оформление документов:Конец января - начало февраля
- План работы логопункта на учебный гоЯнварь
- План взаимодействия с родителямиФевраль
- План взаимодействия с педагогами ДОУФевраль
- Журнал обследования речи детейФевраль
- Список детей зачисленных на логопунктВ течение года
- Речевые картыФевраль
- Расписание логопедических занятийК 18 февраля
- Журнал учета посещаемости логопедического пунктаК 18 февраля
- Перспективный план на каждую группуК 18 февраля
- Тетради для индивидуальных занятийФевраль
- Подготовка сведений логопеду детской поликлиники о количестве детей имеющих речевые нарушения речи , с указанием возраста и логопедическим заключениемВ течение года
- Отчет о проделанной работе за учебный годК 20 мая
2. Коррекционно-педагогическая работаСаркисян О.А.
2.1.Комплектование групп с учетом возраста и структуры нарушенияК 18 февраля
2.2.Организовать занятия со всеми группами детей2 раза в неделю в течение года
2.3.Проводить индивидуальные занятия с детьми , нуждающимися в индивидуальной коррекционной работе2 раза в неделю в течение года
3. Работа логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем.Логопед

Воспитатели

Муз. работник
3.1.Совместно с воспитателями провести диагностику развития речи детейДо 18 февраля
3.2. Проводить беседы и консультации с воспитателями с целью отслеживания динамики развития речи каждого ребенкаВ течение года
3.3.Посещать занятия воспитателей и утренников с целью выработки единых педагогических требований и проверки закрепления навыков правильной речи у детейВ течение года
3.4. Провести консультацию «Формирование логопедических уголков в группах»Февраль
3.5.Семинар- практикум «Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики»Февраль
3.6.Консультация для воспитателей «Нарушение речи у дошкольников»Март
3.7.Консультация «Закрепление поставленных на логопедических занятиях звуков в режимных моментах детского сада и в домашних условиях»В течение года
3.8.Консультация для муз. руководителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях»Январь
3.9.Консультация «Дидактические игры для развития фонематического восприятия»Апрель
3.10.Оформление совместно с воспитателями карт развития ребенкаФевраль

Май
4. Работа с родителямиСаркисян О.А.
4.1.
Консультации «Результаты обследования речевого развития детей. Знакомство с работой логопеда в д/с»
Февраль
4.2.Тренинг по выполнению артикуляционной гимнастикиФевраль
4.3.Консультация «Предупреждение заикания у детей младшего возраста»Март
4.4.Консультация «Играя, учимся говорить»Апрель
4.5.Консультация «Закрепление и автоматизация поставленных звуков»Апрель

Май
4.6.Поддерживать постоянную взаимосвязь с родителями , привлекать их к работе по исправлению нарушений речи у своих детей (оформление домашних заданий и контроль за их выполнением)Февраль
Июнь
4.7.Сообщение на родительском собрании « Роль семьи в работе над правильным звукопроизношением»По плану МБДОУ
4.8.Консультация « О работе с детьми в летний периодМай
5. Повышение деловой квалификацииСаркисян О.А.
5.1.
Принимать участие в районном МО учителей- логопедов.
В течение года
5.2.Изучать опыт работы логопедов районаВ течение года
5.3.Изучать передовой логопедический опытВ течение года
5.4.
Тема по самообразованию « Коррекционная работа с детьми , имеющими ФФН»
В течение года
5.5.Подведение итогов логопедической работы за годМай
                                                                                           


Уважаемые родители!

Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.

Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!

 


«ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА».

Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий «Смех» и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.

Можно сменить тему и называть только «зелёные» слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только «круглые» (например, часы, колобок, колесо и т.д.).


«ПОДБЕРИ СЛОВО».

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).


«КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?»

Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов — действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакает ).


«АВТОБИОГРАФИЯ».

Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление. Например, «Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)».


«ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА».

Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет

какое-либо слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и т.д. Что может получиться? Мёд — пчела — боль — красный крест — флаг — страна — Россия — Москва.


«СЛОВА МЯЧИКИ».

Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, «тихий». Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением «громкий». Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.


«ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ».

Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка — … (печка); трубы — … (губы); ракетка — … (пипетка); сапоги — … (пироги) и т.д.

» ЕСЛИ ВДРУГ …».

Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.

Например, Если вдруг на Земле исчезнут:

* все пуговицы;

* все ножи;

* все спички;

* все книги и т.д.

Что произойдёт? Чем это можно заменить?

Ребёнок может ответить: «Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д.»

Можно предложить ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:

* живая вода;

* цветик — семицветик;

* ковёр — самолёт и т.д.


Игры с прищепками.

Маленькие дети, как правило, проявляют гораздо больший интерес к обычным бытовым мелочам, чем к игрушкам. Мамы, зная это, могут использовать его для развивающих игр с малышом. Такие занятия хороши тем, что малыш удовлетворит свой интерес к предметам и за время игры сможет узнать для себя что-нибудь новое. Еще одним плюсом применения бытовых мелочей в играх станет отсутствие затрат. В этой статье я расскажу о занятиях и играх с обычными бельевыми прищепками.

Принцип игр с прищепками для детей

Обычные бельевые прищепки, на которые взрослые не обращают внимания, для малыша являются таинственным предметом. Чтобы превратить их в средство для развития мышления у собственного ребенка, маме необходимо включить фантазию. Благодаря тому, что сейчас прищепки выпускают разноцветными, зеленая может легко превратиться в крокодила, а желтая – в забавную птичку.

Однако для игры одних прищепок будет недостаточно. Маме нужно будет заранее подготовить картинку, в которой будут отсутствовать детали, которые можно заменить прищепками. Картинки и различные силуэты можно самостоятельно нарисовать на картоне и вырезать или же распечатать на плотной бумаге.

Игру с прищепками обязательно нужно сопровождать историями.

Дидактические игры с прищепками

Дидактические игры с прищепками направлены на развитие мелкой моторики у детей, воображения, мышления и умения устанавливать логические связи. Также развивающие игры с прищепками, благодаря стимуляции определенных участков головного мозга, способствуют более быстрому развитию речи у ребенка.

Игра «Елка»

Для игры понадобятся прищепки зеленого цвета и заготовка в виде широкой зеленой полоски из картона.

Перед началом игры мама рассказывает ребенку стишок:

«Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Но смотри, малыш, елочка плачет. Она по дороге потеряла все иголки. Давай мы ей поможем вернуть все иголочки».
После этого ребенок должен прикрепить все прищепки на картонную полоску.


Игра «Тучка и цветок»

clip_image001

При помощи прищепок ребенок может составлять целые картины, например, как в этой игре. Для нее маме понадобятся прищепки зеленого, желтого и синего цветов и картонные заготовки (туча, стебель и сердцевина будущего цветка).

Задание

Перед началом игры мама выкладывает заготовки на листочек и говорит: «Смотри малыш, цветочек никак не может распуститься, нужно ему в этом помочь. Для этого цветочек нужно полить, а сделать это может тучка».

Ребенок должен прикрепить к тучке снизу синие прищепки. В это время мама может приговаривать:

«Капай дождик веселей.

Нам цветочек ты полей!»

После этого ребенок должен прикрепить зеленую прищепку к стеблю цветочка и желтые по краям его сердцевины. После того, как ребенок это сделал, маме нужно его похвалить, отметив, что его цветочек вырос красивым.


Логопедические игры с прищепками

В логопедических играх с прищепками задания для детей немного сложнее, чем в развивающих. Мамам стоит запастись терпением и постоянно подбадривать ребенка, даже если у него еще не все получается. Игры ориентированы на детей, которые уже умеют читать.


Игра «Звук и цвет»

clip_image003

Для игры понадобятся прищепки двух цветов и карточки со слогами.

Задание

Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищепки синего цвета, мягкие согласные – прищепки красного цвета, а гласные – прищепки желтого цвета. После того, как правила оговорены, мама показывает ребенку карточку со слогом, например, «да».

Ребенок должен прикрепить к карточке прищепки нужного цвета и произнести отдельные звуки показанного слога вслух.

Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показывать карточки со схемами небольших слов.


Игра «Поставь ударение»

Для игры понадобится одна прищепка любого цвета и карточки со схемами слов.

Задание

Мама, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему прикрепить прищепку на ударный слог.


Игровой самомассаж канцелярскими скрепками
для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики пальцев рук
и повышения иммунитета детей.

Что даёт игровой массаж?
O Развитие и совершенствование всех сторон речи детей (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
O Развитие коммуникативной сферы ребёнка.
O Совершенствование слухового восприятия и фонематического слуха.
O Формирование высших психических функций: мышления, внимания, памяти, восприятия.
O Формирование положительных эмоций и взаимоотношений между детьми, воспитание организованности, настойчивости, выдержки, умения выполнять правила игры.
O Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
O Развитие общей и мелкой моторики детей.

 

СловаДействия
1, 2, 3, 4, 5!

Скрепкой будем мы играть!
(Загибаем-разгибаем пальчики

на обеих руках одновременно)
Скрепкой будем мы играть!

Своим ручкам помогать
(Кулачки-ладошки ударяем

друг о друга поочерёдно)
Эту скрепочку возьму,

Большой пальчик надавлю,

Кругом скрепку поверну

И ещё раз надавлю.
(Выполняем действия

в соответствии с текстом

на большом пальце левой руки)
Указательный поймаю,

Точно также поиграю.
(Надавливаем подушечку указательного пальца скрепкой и поворачиваем по кругу)
Средний пальчик я поймаю,

Точно также поиграю.

Безымянный я поймаю,

Точно также поиграю.

И мизинец я поймаю,

Точно также поиграю.
(Выполняем действия

в соответствии с текстом на среднем, безымянном пальцах и мизинце левой руки)
В серединочке ладошки

Нарисую я горошки!
(Делаем точечный массаж в середине левой руки)
Сейчас руку поменяю

Большой пальчик я поймаю.

Кругом скрепку поверну

И ещё раз надавлю.
(Убираем скрепку на край стола)
Свою скрепочку возьмём,

На край стола мы уберём!
(Убираем скрепку на край стола)
Пальчики свои встряхнём,

И немного отдохнём!
(Интенсивно трясём ладошки,

ложимся на ладошки, закрываем глаза, отдыхаем)


Самомассаж ушных раковин для детей.

Аурикулярный массаж.

Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).

O Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.

O Такой вид массажа  способствует  заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.

O Одновременно массаж ушных раковин — один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.

Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин

  1. Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
  2. При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
  3. Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
  4. Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
  5. Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
  6. Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.

Немаловажным является то, что такой вод массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети  дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).

Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.

Научить ребёнка  выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.

 Взяли ушки за макушки.

 (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)

Взяли ушки за макушки     (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули…                                      (несильно потянуть вверх)

Пощипали…                                    (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали.           продвижением вниз)

Мочки надо пощипать:               (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять…      (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём         (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём.    (указательным пальцами)


Самомассаж

Игровой самомассаж пружинками для активизации  речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.

Массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша не только оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, но также помогает решать и наши коррекционные задачи: активизирует мозг, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.

Использование самомассажа с помощью шарика Су-Джок и подручных средств в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют использовать их как весёлые непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на логопедических занятиях, на которые дети бегут с огромным желанием.

СловаДействия
Раз, два, три, четыре, пять!

Пружинку будем мы катать!
(Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями)
Вот нашли большой мы пальчик
Он попрыгает, как зайчик!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Указательный поймаем

И пружинку покатаем.

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Где ты, наш середнячок,

Ты ложись-ка на бочок!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Кольца любит безымянный.

Покажись-ка, наш желанный!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)
Вот наш пальчик маленький

Самый он удаленький!

Вверх-вниз, вверх-вниз

Ты, пружиночка, катись!
(Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз)

(Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке)
Мы пружиночки снимаем

Свои пальчики считаем.

1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5!

А сейчас мы проверяем

На двух ручках посчитаем!

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.
(Снимаем пружинки, убирая их на край стола, загибаем и считаем пальцы сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем)
Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!Пальчики свои встряхни

И немного отдохни!
(Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время пружинки «исчезают» и появляются что-то другое)