Учитель-логопед:
Саркисян Оксана Александровна
Перспективный план работы логопункта МБДОУ №16 «Пчёлка».
Пояснительная записка.
Годовой план работы учителя-логопеда составляется на следующий учебный год и представляется на утверждение заведующей МБДОУ, где работает специалист. В данном документе отражается работа логопеда в рамках образовательного учреждения, района или города по нескольким направлениям в течение всего учебного года, указываются сроками проведения мероприятий.
Цель – сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных ситуациях, развивать связную речь.
В процессе коррекционного обучения детей логопатов решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- подготовка к обучению грамоте, овладение элементами грамоты;
- формирование навыков учебной деятельности;
- осуществление преемственности в работе с родителями воспитанников, сотрудниками МБДОУ и специалистами детской поликлиники, медицинских учреждений.
Порядок изучения звуков, последовательность лексических тем, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
1-я половина февраля – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
С1 июня– повторение пройденного материала.
Форма организации обучения – подгрупповая, в микрогрупповая и индивидуальная. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, периодичность занятий – 2 раза в неделю.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
№ | Мероприятия | Cроки проведения | Учитель-логопед |
---|---|---|---|
1. Организационная работа | Саркисян О.А. | ||
1.1. | Подготовка кабинета к новому учебному году. Систематизировать материал | К 28 января |
|
1.2. | Изготовить пособия для формирования воздушной струи | Январь | |
1.3. | Обследование речи средней и 2 мл. группы | Конец января - начало февраля | |
1.4. | Оформление документов: | Конец января - начало февраля | |
- План работы логопункта на учебный го | Январь | ||
- План взаимодействия с родителями | Февраль | ||
- План взаимодействия с педагогами ДОУ | Февраль | ||
- Журнал обследования речи детей | Февраль | ||
- Список детей зачисленных на логопункт | В течение года | ||
- Речевые карты | Февраль | ||
- Расписание логопедических занятий | К 18 февраля | ||
- Журнал учета посещаемости логопедического пункта | К 18 февраля | ||
- Перспективный план на каждую группу | К 18 февраля | ||
- Тетради для индивидуальных занятий | Февраль | ||
- Подготовка сведений логопеду детской поликлиники о количестве детей имеющих речевые нарушения речи , с указанием возраста и логопедическим заключением | В течение года | ||
- Отчет о проделанной работе за учебный год | К 20 мая | ||
2. Коррекционно-педагогическая работа | Саркисян О.А. | ||
2.1. | Комплектование групп с учетом возраста и структуры нарушения | К 18 февраля | |
2.2. | Организовать занятия со всеми группами детей | 2 раза в неделю в течение года | |
2.3. | Проводить индивидуальные занятия с детьми , нуждающимися в индивидуальной коррекционной работе | 2 раза в неделю в течение года | |
3. Работа логопеда с воспитателями и музыкальным руководителем. | Логопед Воспитатели Муз. работник |
||
3.1. | Совместно с воспитателями провести диагностику развития речи детей | До 18 февраля | |
3.2. | Проводить беседы и консультации с воспитателями с целью отслеживания динамики развития речи каждого ребенка | В течение года | |
3.3. | Посещать занятия воспитателей и утренников с целью выработки единых педагогических требований и проверки закрепления навыков правильной речи у детей | В течение года | |
3.4. | Провести консультацию «Формирование логопедических уголков в группах» | Февраль | |
3.5. | Семинар- практикум «Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики» | Февраль | |
3.6. | Консультация для воспитателей «Нарушение речи у дошкольников» | Март | |
3.7. | Консультация «Закрепление поставленных на логопедических занятиях звуков в режимных моментах детского сада и в домашних условиях» | В течение года | |
3.8. | Консультация для муз. руководителей «Использование логоритмики на музыкальных занятиях» | Январь | |
3.9. | Консультация «Дидактические игры для развития фонематического восприятия» | Апрель | |
3.10. | Оформление совместно с воспитателями карт развития ребенка | Февраль Май |
|
4. Работа с родителями | Саркисян О.А. | ||
4.1. | Консультации «Результаты обследования речевого развития детей. Знакомство с работой логопеда в д/с» | Февраль | |
4.2. | Тренинг по выполнению артикуляционной гимнастики | Февраль | |
4.3. | Консультация «Предупреждение заикания у детей младшего возраста» | Март | |
4.4. | Консультация «Играя, учимся говорить» | Апрель | |
4.5. | Консультация «Закрепление и автоматизация поставленных звуков» | Апрель Май |
|
4.6. | Поддерживать постоянную взаимосвязь с родителями , привлекать их к работе по исправлению нарушений речи у своих детей (оформление домашних заданий и контроль за их выполнением) | Февраль Июнь |
|
4.7. | Сообщение на родительском собрании « Роль семьи в работе над правильным звукопроизношением» | По плану МБДОУ | |
4.8. | Консультация « О работе с детьми в летний период | Май | |
5. Повышение деловой квалификации | Саркисян О.А. | ||
5.1. | Принимать участие в районном МО учителей- логопедов. | В течение года | |
5.2. | Изучать опыт работы логопедов района | В течение года | |
5.3. | Изучать передовой логопедический опыт | В течение года | |
5.4. | Тема по самообразованию « Коррекционная работа с детьми , имеющими ФФН» | В течение года | |
5.5. | Подведение итогов логопедической работы за год | Май |
Уважаемые родители!
Вам предлагаются игры, которые помогут Вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, а в итоге сделать речь Вашего ребёнка богаче и разнообразнее.
Во время игры со словом учитывайте настроение ребёнка, его возможности и способности. Играйте с ребёнком на равных, поощряйте его ответы, радуйтесь успехам и маленьким победам!
“ТОЛЬКО ВЕСЁЛЫЕ СЛОВА”.
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему. Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок произносит: “Клоун”. Второй: “Радость”. Третий “Смех” и т.д. Игра движется по кругу до тех пор, пока слова не иссякнут.
Можно сменить тему и называть только «зелёные» слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т.д.), только «круглые» (например, часы, колобок, колесо и т.д.).
“ПОДБЕРИ СЛОВО”.
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту, явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима, какая? (холодная, снежная, морозная). Снег, какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый).
“КТО ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ?”
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту как можно больше слов – действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать, выгибать спинку, бегать, прыгать, спать, царапаться, лакает ).
“АВТОБИОГРАФИЯ”.
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ. Остальные игроки должны его внимательно слушать и путём наводящих вопросов выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает, попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотится в какой-нибудь предмет или явление. Например, “Я есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная. От небрежного отношения погибаю, и становится темно не только в душе … (лампочка)”.
“ВОЛШЕБНАЯ ЦЕПОЧКА”.
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет
какое-либо слово, допустим, “мёд”, и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи отвечает, например, “пчелу”. Следующий игрок, услышав слово “пчела”, должен назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, “боль” и т.д. Что может получиться? Мёд – пчела – боль – красный крест – флаг – страна – Россия – Москва.
“СЛОВА МЯЧИКИ”.
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку мяч и одновременно произносит слово, допустим, “тихий”. Ребёнок должен вернуть мяч и произнести слово с противоположным значением “громкий”. Затем игроки меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый подбирает к нему слово с противоположным значением.
“ВЕСЁЛЫЕ РИФМЫ”.
Играющие должны подбирать к словам рифмы. Свечка – … (печка); трубы – … (губы); ракетка – … (пипетка); сапоги – … (пироги) и т.д.
” ЕСЛИ ВДРУГ …”.
Ребёнку предлагается какая- либо необычная ситуация, из которой он должен найти выход, высказать свою точку зрения.
Например, Если вдруг на Земле исчезнут:
* все пуговицы;
* все ножи;
* все спички;
* все книги и т.д.
Что произойдёт? Чем это можно заменить?
Ребёнок может ответить: “Если вдруг на Земле исчезнут все пуговицы, ничего страшного не произойдёт, потому что их можно заменить: верёвочками, липучками, кнопочками, поясом и т.д.”
Можно предложить ребёнку и другие ситуации, например, если бы у меня была:
* живая вода;
* цветик – семицветик;
* ковёр – самолёт и т.д.
Игры с прищепками.
Маленькие дети, как правило, проявляют гораздо больший интерес к обычным бытовым мелочам, чем к игрушкам. Мамы, зная это, могут использовать его для развивающих игр с малышом. Такие занятия хороши тем, что малыш удовлетворит свой интерес к предметам и за время игры сможет узнать для себя что-нибудь новое. Еще одним плюсом применения бытовых мелочей в играх станет отсутствие затрат. В этой статье я расскажу о занятиях и играх с обычными бельевыми прищепками.
Принцип игр с прищепками для детей
Обычные бельевые прищепки, на которые взрослые не обращают внимания, для малыша являются таинственным предметом. Чтобы превратить их в средство для развития мышления у собственного ребенка, маме необходимо включить фантазию. Благодаря тому, что сейчас прищепки выпускают разноцветными, зеленая может легко превратиться в крокодила, а желтая – в забавную птичку.
Однако для игры одних прищепок будет недостаточно. Маме нужно будет заранее подготовить картинку, в которой будут отсутствовать детали, которые можно заменить прищепками. Картинки и различные силуэты можно самостоятельно нарисовать на картоне и вырезать или же распечатать на плотной бумаге.
Игру с прищепками обязательно нужно сопровождать историями.
Дидактические игры с прищепками
Дидактические игры с прищепками направлены на развитие мелкой моторики у детей, воображения, мышления и умения устанавливать логические связи. Также развивающие игры с прищепками, благодаря стимуляции определенных участков головного мозга, способствуют более быстрому развитию речи у ребенка.
Игра «Елка»
Для игры понадобятся прищепки зеленого цвета и заготовка в виде широкой зеленой полоски из картона.
Перед началом игры мама рассказывает ребенку стишок:
«Колкую, зеленую срубили топором.
Красивую, зеленую принесли к нам в дом.
Но смотри, малыш, елочка плачет. Она по дороге потеряла все иголки. Давай мы ей поможем вернуть все иголочки».
После этого ребенок должен прикрепить все прищепки на картонную полоску.
Игра “Тучка и цветок”
При помощи прищепок ребенок может составлять целые картины, например, как в этой игре. Для нее маме понадобятся прищепки зеленого, желтого и синего цветов и картонные заготовки (туча, стебель и сердцевина будущего цветка).
Задание
Перед началом игры мама выкладывает заготовки на листочек и говорит: «Смотри малыш, цветочек никак не может распуститься, нужно ему в этом помочь. Для этого цветочек нужно полить, а сделать это может тучка».
Ребенок должен прикрепить к тучке снизу синие прищепки. В это время мама может приговаривать:
«Капай дождик веселей.
Нам цветочек ты полей!»
После этого ребенок должен прикрепить зеленую прищепку к стеблю цветочка и желтые по краям его сердцевины. После того, как ребенок это сделал, маме нужно его похвалить, отметив, что его цветочек вырос красивым.
Логопедические игры с прищепками
В логопедических играх с прищепками задания для детей немного сложнее, чем в развивающих. Мамам стоит запастись терпением и постоянно подбадривать ребенка, даже если у него еще не все получается. Игры ориентированы на детей, которые уже умеют читать.
Игра «Звук и цвет»
Для игры понадобятся прищепки двух цветов и карточки со слогами.
Задание
Ребенку заранее объясняется, что твердые согласные – это прищепки синего цвета, мягкие согласные – прищепки красного цвета, а гласные – прищепки желтого цвета. После того, как правила оговорены, мама показывает ребенку карточку со слогом, например, «да».
Ребенок должен прикрепить к карточке прищепки нужного цвета и произнести отдельные звуки показанного слога вслух.
Если ребенок уже хорошо справляется с этим заданием, ему можно показывать карточки со схемами небольших слов.
Игра «Поставь ударение»
Для игры понадобится одна прищепка любого цвета и карточки со схемами слов.
Задание
Мама, демонстрируя ребенку карточку со схемой слова, предлагает ему прикрепить прищепку на ударный слог.
Игровой самомассаж канцелярскими скрепками
для активизации речи и мышления, развития мелкой моторики пальцев рук
и повышения иммунитета детей.
Что даёт игровой массаж?
O Развитие и совершенствование всех сторон речи детей (произношение, словарь, грамматический строй, связная речь).
O Развитие коммуникативной сферы ребёнка.
O Совершенствование слухового восприятия и фонематического слуха.
O Формирование высших психических функций: мышления, внимания, памяти, восприятия.
O Формирование положительных эмоций и взаимоотношений между детьми, воспитание организованности, настойчивости, выдержки, умения выполнять правила игры.
O Снятие напряжения, тактильная стимуляция, развитие творческого воображения.
O Развитие общей и мелкой моторики детей.
Слова | Действия |
---|---|
1, 2, 3, 4, 5! Скрепкой будем мы играть! | (Загибаем-разгибаем пальчики на обеих руках одновременно) |
Скрепкой будем мы играть! Своим ручкам помогать | (Кулачки-ладошки ударяем друг о друга поочерёдно) |
Эту скрепочку возьму, Большой пальчик надавлю, Кругом скрепку поверну И ещё раз надавлю. | (Выполняем действия в соответствии с текстом на большом пальце левой руки) |
Указательный поймаю, Точно также поиграю. | (Надавливаем подушечку указательного пальца скрепкой и поворачиваем по кругу) |
Средний пальчик я поймаю, Точно также поиграю. Безымянный я поймаю, Точно также поиграю. И мизинец я поймаю, Точно также поиграю. | (Выполняем действия в соответствии с текстом на среднем, безымянном пальцах и мизинце левой руки) |
В серединочке ладошки Нарисую я горошки! | (Делаем точечный массаж в середине левой руки) |
Сейчас руку поменяю Большой пальчик я поймаю. Кругом скрепку поверну И ещё раз надавлю. | (Убираем скрепку на край стола) |
Свою скрепочку возьмём, На край стола мы уберём! | (Убираем скрепку на край стола) |
Пальчики свои встряхнём, И немного отдохнём! | (Интенсивно трясём ладошки, ложимся на ладошки, закрываем глаза, отдыхаем) |
Самомассаж ушных раковин для детей.
Аурикулярный массаж.
Большинство учёных представляют аурикулу (ушную раковину) как эмбрион человека в перевёрнутом виде (мочка уха соответствует голове, по мере продвижения к верхушке уха расположены зоны, представляющие туловище, его органы и конечности).
O Самомассаж ушных раковин являет эффективным методом при регуляции мыслительной деятельности, так как способствует нормализации кровотока во всём организме. Такой массаж позволяет сосредоточиться и быть более внимательным.
O Такой вид массажа способствует заметному улучшению общего состояния, приливу бодрости и работоспособности.
O Одновременно массаж ушных раковин – один из самых быстрых и эффективных методов оздоровительного самомассажа, так как ушная раковина имеет рефлекторную связь с органами и частями тела человека. При регулярном выполнении, которого, повышается работа иммунной системы организма.
Рекомендации для выполнения самомассажа ушных раковин
- Самомассаж ушных раковин производится одновременно с обеих сторон с помощью подушечек большого и указательного пальцев рук
- При этом используются такие приёмы массажа: разминание, растирание, поглаживание.
- Обязательно должны быть учтены гигиенические основы массажа.
- Время, необходимое для самомассажа обеих ушных раковин, не превышает 2 минут.
- Самомассаж ушных раковин можно проводить от 1 — 2 и более раз в день в зависимости от эффективности его действия и общего самочувствия.
- Дыхание при самомассаже должно быть ровным и спокойным, тихим и комфортным, темп должен составлять примерно 6-12 дыхательных движений (вдохов — выдохов) в минуту. Тип дыхания — нижний или совместно нижний и средний.
Немаловажным является то, что такой вод массажа могут выполнять самостоятельно не только взрослые, но и дети дошкольного возраста. При этом для самомассажа ушей не требуются какие-то специальные условия. Его можно выполнять в любой удобной для этого позе (стоя, сидя, лёжа).
Единственным важным условием для дошкольников является, конечно, выполнение самомассаже в форме игры.
Научить ребёнка выполнять движения массажа в определённой последовательности Вам поможет небольшое шуточное стихотворение.
Взяли ушки за макушки.
(самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади)
Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)
Потянули… (несильно потянуть вверх)
Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным
Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)
Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)
Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)
Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и
И к макушкам вновь придём. (указательным пальцами)
Самомассаж
Игровой самомассаж пружинками для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук и повышения иммунитета детей.
Массаж кистей рук с помощью шарика Су-Джок, пружинок, прищепок, плодов каштанов, грецкого ореха, шестигранного карандаша не только оказывает благотворное влияние на весь организм, повышает иммунитет, но также помогает решать и наши коррекционные задачи: активизирует мозг, иннервацию речедвигательных анализаторов, способствует развитию речи, внимания, памяти и мелкой моторики рук, так необходимых для успешной подготовки детей в школе.
Использование самомассажа с помощью шарика Су-Джок и подручных средств в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют использовать их как весёлые непринуждённые минутки отдыха и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на логопедических занятиях, на которые дети бегут с огромным желанием.
Слова | Действия |
---|---|
Раз, два, три, четыре, пять! Пружинку будем мы катать! | (Пружинка лежит на левой руке, катаем между ладонями) |
Вот нашли большой мы пальчик Он попрыгает, как зайчик! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на большой палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Указательный поймаем И пружинку покатаем. Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на указательный палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Где ты, наш середнячок, Ты ложись-ка на бочок! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на средний палец левой руки, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Кольца любит безымянный. Покажись-ка, наш желанный! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на безымянный палец, любуемся, хвастаемся, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
Вот наш пальчик маленький Самый он удаленький! Вверх-вниз, вверх-вниз Ты, пружиночка, катись! | (Надеваем пружинку на мизинец, прокатываем указательным и большим пальцем правой руки вверх-вниз) |
(Аналогично выполняем движения с пружинкой в соответствии с текстом на правой руке) |
|
Мы пружиночки снимаем Свои пальчики считаем. 1, 2, 3, 4, 5! 1, 2, 3, 4, 5! А сейчас мы проверяем На двух ручках посчитаем! 1, 2, 3, 4, 5! Мы закончили играть. | (Снимаем пружинки, убирая их на край стола, загибаем и считаем пальцы сначала на правой руке, затем на левой, соединяем пальцы обеих рук, затем резко расцепляем) |
Пальчики свои встряхни И немного отдохни!Пальчики свои встряхни И немного отдохни! | (Встряхиваем кисти рук, дети закрывают глаза и отдыхают, положив голову на свои ладони, а в это время пружинки «исчезают» и появляются что-то другое) |